Вопреки мнению вероятного министра внутренних дел в следующем эстонском правительстве Марта Хельме, предприниматели и эксперты считают, что без дешевой ввозной рабочей силы в ряде секторов эстонской экономики не обойтись.
Урожай в этом году нужно будет собрать, по словам владелицы крупнейшей в Эстонии фермы по выращиванию клубники Хелен Каскема, с 24 гектаров. Это означает, что в разгар сбора клубники потребуется большое число сезонных работников, найти которых на эстонском рынке пока не удается.
«Например, прошлым летом люди, которые пытались справиться при помощи местных, эстонских [работников], сказали, что больше пытаться не будут, потому что слишком часто была хорошая погода, когда все хотели отдохнуть. Но когда надо, чтобы на сборе огурцов или клубники постоянно работало конкретное число людей, независимо от дня недели, то это уже проблемы, уже убытки», — сказала Каскема в интервью еженедельной аналитической программе «AK Nädal» на телеканале ETV.
Свободных рук много, но не для сельского хозяйства
Хотя в Эстонии свыше 33 000 безработных, в стране не хватает людей, которые бы хотели жить и работать в сельских районах. «Сельское хозяйство никак не привлекает местную молодежь. Может быть, в других районах это проще, но у нас проблемы много лет», — сказала Каскема, ферма которой расположена в Тартуском уезде.
Между тем, в Кассе по безработице отмечают, что интерес людей к сезонной работе растет, поэтому работодателям все проще найти работников. Однако сезонная работа подходит не всем.
«Сезонная работа требует от человека довольно много. Возможно, ему придется жить вне дома, уехать дальше от дома. Так что не все люди хотят жить в другом конце Эстонии, может быть, немного в других условиях, жить вместе с другими людьми», — прокомментировала глава Тартумааского отдела Кассы по безработицы Яне Вяли.
Не менее важен и разрыв предлагаемой зарплаты с ожиданиями людей. «Они ищут зарплату, которая была бы больше их основной зарплаты. Но это неверное ожидание. На сезонной работе зарплата все-таки ниже, чем у человека, работающего на постоянной работе», — подчеркнула Вяли.
По мере роста общего благосостояния в Эстонии, по мнению аналитика банка SEB Михкеля Нестора, появляется все больше рабочих мест, на которых местные жители работать не хотят.
«Если посмотреть на сегодняшние рабочие места, которые заполняют работники из третьих стран, то это не такие места, на которые нет отбоя от желающих из числа местных жителей. Скорее, это такие работы, которые мы сами больше делать не хотим, а хотим делегировать кому-то другому. Чем богаче мы становимся, тем сильнее будет это давление. Да, сегодня немного парадоксальная ситуация: эстонцы работают в Финляндии и Норвегии, а у нас украинцы вместо них», — сказал Нестор, добавив, что речь все же идет о временных трудовых мигрантах, которых не следует рассматривать с точки зрения интеграции в общество.
В Эстонии за два часа заработаешь столько, сколько на Украине за день
Каскема использует украинских работников с 2014 года. В этом году на ее ферму приедут из Украины 140 человек, которые будут работать за минимальную зарплату.
«Для украинцев это очень хорошая возможность научиться делать эту работу и одновременно заработать денег, потому что на Украине нет возможности получать такую зарплату, как в Эстонии. Я здесь зарабатываю за два часа столько же, сколько на Украине за целый день», — пояснил в интервью «AK Nädal» один из работников на ферме.
«Они хотят работать, они для этого и приезжают в Эстонию. Они не идут на Певческий праздник, не идут на пляж на несколько дней, они хотят работать еще больше, чем мы можем предложить, они хотят длинные рабочие дни, без выходных, которые мы все-таки должны им навязывать», — назвала Каскема причины, по которым ей выгодно привлекать работников с Украины.
Специалисты по сельскому хозяйству также приезжают с Украины
Сельскохозяйственные предприятия испытывают проблемы с наймом достаточного числа квалифицированных животноводов и агрономов, поэтому они также начали смотреть в сторону Украины.
«Я могу нанять с Украины квалифицированные кадры, которых в Эстонии, увы, взять больше негде. Украинским работникам я плачу ровно столько же, сколько эстонским. Все официально, и сейчас нетто-зарплата у нас 1380-1400 евро», — сказал владелец молочной фермы Kaska-Luiga OÜ Аво Круусла.
В общей сложности на ферме с 1000 коров работают более 50 человек, из них семеро — с Украины.
Курица, несущая золотые яйца
«Приехавший с Украины работник, это, в прямом смысле слова, курица, несущая золотые яйца для эстонского государства. Не облагаемый подоходным налогом минимумом к ним не применяется. Предприниматель платит за них социальный налог, страхование по безработице и все прочее, но они, по крайней мере, никогда не пользуются медицинскими услугами, социальными услугами, не берут больничных. Скажем так, для государства это приличный налоговый доход», — сказал Круусла.
Самый большой дефицит рабочих рук в Эстонии в настоящее время в строительном секторе, в котором, по оценке Михкеля Нестора, дела идут лучше, чем в период бума 2007-2008 годов.
«Возвращаясь мысленно в 2007-2008 годы, хотим ли мы, чтобы каждый четвертый мужчина в Эстонии пошел работать на стройку, если у нас такой временный рост спроса в строительном секторе? Вероятно, это нежелательное решение. Я думаю, что именно в таких цикличных секторах, как строительство, очень нужно иметь возможность привлекать людей из-за границы», — пояснил он.
Справится ли экономика, если в Эстонии ужесточат требования к найму иностранных работников?
«Мы уже в Таллине видим, как популярна услуга курьерской доставки. Люди не хотят сами готовить еду, им привозят ее домой. Кто же это будет делать? С учетом ситуации с местной рабочей силой, не слишком много найдется людей, которые захотят это делать. Трудно поверить, что привыкшие ездить на работу в Норвегию все вернулись бы в Эстонию», — добавил Нестор.