«Если человек начинает нести такую дичь, то он очень далеко отстал от реальной жизни. Я думал, что в Партии реформ ничего не знают о том, что происходит за пределами Таллина, но что Хельме еще «умнее», этого я не мог ожидать. Можете записать это».
Так выразился о председателе EKRE и будущем министре внутренних дел Марте Хельме избранный в прошлом году предпринимателем года в Вильяндимаа исполнительный директор фирмы Mangeni PM Меэлис Венно. И это было только начало, пишет Sakala.
«Как фермер я удивлен, что столь далекий от жизни человек взлетел так высоко. И кто за него голосовал?» — говорит глава животноводческой фирмы, содержащей 1700 коров в далекой деревне Коксвере.
«Я плачу украинским работникам точно такую же зарплату, как эстонцам. Если господин Хельме хочет приехать подоить, добро пожаловать. Пусть приезжает вместе с сынком (кандидат в министры финансов Мартин Хельме – прим. ред.), который в математике все равно не понимает. Коровы ждут».
Март Хельме пояснил в интервью редактору ERR Тоомасу Силдаму, почему EKRE выступает против арендованной рабочей силы, например, сборщиков клубники и строителей, приехавших через Польшу с Украины. По словам Хельме, таким образом эстонские предприниматели, по сути, затаскивают сюда рабскую рабочую силу, вместо того чтобы привлечь к работе местных не работающих и учащихся жителей или вернуть эстонцев из Финляндии, предложив им здесь хорошую зарплату и социальные блага, и нормально платить налоги. Хельме назвал украинскую рабочую силу погибелью эстонской экономики и заявил, что предприниматели, которые не могут найти работников в Эстонии и вербуют их на Украине, просто плохо ищут.
Меэлиса Венно это раздражает. В Mangeni PM украинцы уже несколько лет работают рядом с эстонцами. Венно подчеркнул в общении с журналистом, что его совесть совершенно чиста и в плане размера зарплаты, и в плане уплаты налогов.
«900 евро в месяц чистыми на руки. Если смен больше, то 1000-1100 евро», — отвечает Венно на вопрос, сколько он платит доярам. И даже при таких суммах, по словам предпринимателя, невозможно найти достаточно местных работников. Поэтому он платит те же деньги украинцам, причем так, что зарплата переводится напрямую на счет работника, а не посреднической фирме.
«Эстонец просто не хочет выполнять эту тяжелую работу. В этом-то и вся проблема», — констатирует Меэлис Венно. Он убежден, что если возможность использования рабочей силы с Украины запретят на государственном уровне, это сделает положение многих эстонских фирм, мягко говоря, сложным.
Причем украинцы составляют в Mangeni PM малую долю работников. По словам Венно, у него их работает четыре, в то время как всего в фирме работает 45 человек.
Из-за нехватки рабочих рук Mangeni PM в в прошлом году стал добиваться, чтобы в Коксвере был построен дом на 11 квартир, предназначенный для доярок.
Для этого сельскохозяйственная компания заручилась юридической и моральной поддержкой управы Пыхья-Сакала и создал вместе с ней фирму, которая могла ходатайствовать о средствах на строительство из государственной программы арендных домов. На сегодняшний день пособие получено и даже проведен тендер на строительство, однако теперь надо подождать, пока пройдет срок обжалования.
Дом надеются построить к концу года. Расходы в размере примерно 1,6 млн евро несут пополам государство и Mangeni PM, волостные деньги не тратятся.
Пока предприятие может предложить дояркам квартиры в Кыо или Выхма, но до одного из этих населенных пунктов минимум семь, а до второго – шесть километров, к тому же у многих доярок нет водительских прав. Если будет построено жилье, эта проблема будет решена, при этом в доме будут жить и украинские работники. До сих пор они жили в доме, перестроенном из старого общежития в Коксвере, однако, по словам Венно, работники заслуживают лучших условий.